Что такое публичный сервитут Виды, плата и цели на установление публичных сервитутов

Плата за обременение

Законодательно оплата за использование сервитута не числится обязательной. Однако, владелец надела имеет право потребовать компенсацию, если вследствие сервитута для него создаются существенные ограничения в пользовании землей. Величина оплаты устанавливается только в результате согласования с администрацией сельского поселения или города.

При этом нет конкретного определения существенным ограничениям в эксплуатации участка. Плюс данное понятие может затрагивать как сторону владельца участка, так и в сторону лиц, использующих сервитут. Поэтому хозяину надела желательно сразу установить положительные отношения как с администрацией, так и с остальным населением. В дальнейшем это больше поспособствует получению желаемой компенсации.

Что такое публичный сервитут и какими нормами законодательства регулируется

Публичный сервитут является одной из наиболее популярных форм установления права использования чужого участка в настоящее время, которое практикуется государством для достижения цели улучшения жизни других владельцев земельных участков. Публичным сервитутом принято считать такое обременение земельного участка, инициатором которого выступает государство для того, чтобы владельцы расположенных рядом земельных наделов могли свободно пользоваться своими участками.

Регулирование всех вопросов, связанных с установление сервитута на земельные участки, независимо от того носит он характер публичного или частного, осуществляется в рамках Земельного и Гражданского Кодекса. Эти нормативные акты производят полноценное регулирование не только процедуры установления обременения, но и рассмотрение тех целей, для которых такое обременение может быть установлено.

 Публичный сервитут устанавливается на основании как Гражданского, так и Земельного Кодекса РФ. Так, Гражданский Кодекс в своих статьях 274–277 определяет, каким именно образом осуществляется установление сервитута, независимо от его характера, а также те акты, которые используются для регулирования всех сфер взаимоотношений между сторонами-участницами соглашения.

Правила установления публичного сервитута регулируются Земельным Кодексом Российской Федерации. В этом нормативном акте рассматриваются те цели, для которых такое обременение может быть установлено, а также полностью рассматривается весь тот порядок, который должен быть соблюден при установлении именно публичного сервитута. Эта информация представлена в статье 23 Земельного Кодекса Российской Федерации.

В случае установления публичного сервитута, если соблюдены все требования действующего законодательства, для его установления должен быть издан специальный нормативный акт либо федерального, либо регионального значения.

Именно этот нормативный акт будет считаться основным документом, который будет регулировать в полном объеме все эти действия, которые будут осуществляться в рамках действующего обременения.

 Порядок регистрации установленного сервитута осуществляется в строгом соответствии с Федеральным Законом “О государственной регистрации недвижимости”. Этот нормативный акт регулирует в полном объеме те направления, в которых должна вестись работа по регистрации установленного обременения, а также то, как именно происходит получение свидетельства об установлении такого обременения.

Режим установления и выплаты компенсационной суммы за использование обременения на участке устанавливается Гражданским Кодексом Российской Федерации в той его части, которая касается именно установление за использование обременения в виде сервитута на земельном участке.

Понятие сервитута в земельном праве

 Понятие сервитута приведено в законе №122-ФЗ в 1997 г., по которому сервитут — это право ограниченного пользования чужой недвижимостью для различных целей.

После регистрации сервитут считается неотъемлемой частью земельного участка (ЗУ). Наличие сервитута не лишает владельца участка его прав по владению таким участком.

Земельное право устанавливает частные (ЧС) и публичные (ПС), а также срочные (СС) и постоянные сервитуты.

ЗК регламентирует публичные сервитуты (ст. 23), а частные сервитутов находятся в сфере ГК.

Основными признаками публичного сервитута (ПС) являются:

  • Обеспечение интересов страны, местного управления или населения.
  • Учет общественного мнения.
  • Ввод нормативным актом.

ПС устанавливается законом или другим актом РФ, субъекта РФ или местных органов. Эти действия могут быть произведены в интересах государства, местного управления или населения.

В ст. 23 перечислены основные причины установления сервитута для ЗУ.

К ним относятся:

  • возможность прохода или проезда;
  • использование участка для ремонтных работ линий и сетей или инфраструктуры дорог;
  • проведение дренажных работ;
  • установка геодезических знаков и межевание;
  • эксплуатация водных ресурсов;
  • прогон стада животных с/х назначения;
  • проведение сенокоса или выпаса;
  • использование участка для рыболовства и рыбоводства, а также охоты;
  • проведение изыскательских работ;
  • подход к берегу водоема.

Общественное обсуждение вопроса о публичном сервитуте включает следующие этапы:

  • Подача заявления.
  • Рассмотрение заявления властями.
  • Проведение общественных слушаний.

По итогам общественных слушаний орган власти принимает решение о публичном сервитуте.

На основании решения органа власти выпускается закон или другой нормативный акт о введении на участок сервитута.

Нормативный акт должен содержать такие данные:

  • место нахождения участка;
  • кадастровый номер;
  • данные на собственника участка;
  • содержание ПС;
  • срок действия ПС.

Право сервитута подлежит регистрации в ЕГПР.

Если в результате установки сервитута появились затруднения в эксплуатации участка, то владелец участка может потребовать соразмерную плату за ухудшение качеств участка.

Если же наличие ПС привело к невозможности использования ЗУ, то владелец может потребовать от властей выкупа у него этого участка с возмещением убытков или предоставлением другого равноценного участка.

При установлении ограничений при публичном сервитуте никакой платы не предусмотрено.

ПС может использовать неопределенное количество лиц (например, при переходе или переезде через участок, прогоне скота и т. п.) или определенные лица, действующие в публичных интересах. Однако при срочном сервитуте, связанном с изыскательскими или исследовательскими работами, проводимыми коммерческой организацией, сервитут не может считаться публичным.

 В этом случае организация извлекает прибыть и должна работать на основе или частного сервитута.

СС устанавливается в том случае, когда какие-то действия будут продолжаться определенный срок. Например, при ремонтных работах или при прокладке электросетей.

Постоянный сервитут используется в случаях, когда время действия на территории земельного участка не определено. Например, при строительстве на участке дорожной магистрали.

Сервитут в гражданском праве

По ст. 274 ГК собственник недвижимости, в том числе ЗУ, имеет право потребовать от собственника соседнего ЗУ возможности ограниченного пользования этим соседним участком.

Такая необходимость может возникнуть во многих случаях, когда соседний ЗУ (служащий) имеет более благоприятное расположение или лучшие ресурсы, чем господствующий участок.

Существуют следующие условия, при которых владелец господствующего ЗУ может потребовать ЧС у владельца служащего ЗУ:

  • Наличие 2 участков, принадлежащих двум лицам на основе собственности (пожизненного владения).
  • Общая граница между 2 участками.
  • Более выгодное положение служащего участка, в результате чего он может удовлетворить требования владельца господствующего участка.

Например, сервитут может потребоваться при необходимости прохода или проезда, для прокладки водопровода, газопровода, а также выполнения других факторов, без которых невозможно нормальное функционирование господствующего участка.

Установление сервитута вносит правовую определенность в отношения между двумя собственниками участков в случае, когда одному из них для удовлетворения возможностей пользования своим участком требуется частичное использование соседнего участка.

 Такое использование может быть обеспечено как путем добровольного соглашения между собственниками соседних участков, так и через судебные инстанции по иску лица, которому необходим сервитут.

При этом установление сервитута с помощью судебного рассмотрения возможно в случае наличия между собственниками разногласий и выявления судом невозможности полного использования господствующего участка без признания сервитута.

В частности, проход и проезд к участку прямо отнесен к потребностям, которые должны выполняться, и по которым суды, как правило, принимают положительное решение.

При других обстоятельствах суд должен исходить из баланса сторон и присуждать использование сервитута только в исключительных случаях.

Собственник служащего участка вправе потребовать от владельца господствующего ЗУ плату за пользование участком. Величина платы должна быть соизмерима с той выгодой, которую получит владелец господствующего участка, в случае наличия сервитута. Например, с выгодой, полученной при сдаче этого участка в аренду.

Каждый гражданин РФ может взять землю в аренду под ЛПХ у государства.

У вас многодетная семья и вы хотите купить квартиру в ипотеку? Узнайте, какими программами вы можете воспользоваться. Читайте нашу статью.

В некоторых случаях погасить ипотеку можно, использовав материнский капитал. Какие документы для этого понадобятся, вы можете узнать .

Что надо знать о межевании земельных участков

Факты, сообщающие о наложенном публичном сервитуте обязательно отражаются в кадастровом плане земельного надела. Но чтобы эти факты были зафиксированы, потребуется осуществить межевание, а именно определить границы установленного обременения на этот кусок земли.

При этом нередко встает вопрос о характере границ, определяемых при межевании. Будут ли сохраняться установленные границы, или же их определят заново? И обязательно ли наличие акта органа госвласти для проведения процедуры межевания участка? Для зарегистрированного в кадастровой палате участка процесс достаточно прост.

Владельцу земли потребуется дождаться акта от органа госвласти, после чего провести межевание. А если надел не зарегистрирован в кадастровой палате, придется делать операцию дважды. Сначала заказывать межевание для официального оформления участка, а затем повторить его для наложения сервитута.

Границы зон действия

Указанные границы устанавливаются с помощью межевого проекта. Эта бумага содержит дополнительную информацию к главному межевому плану. В последнем указываются кадастровый номер и факты, взятые из баз кадастровой палаты.

При наложении сервитута на несколько наделов, составляющих комплекс, межевой проект определяется в отношении всех территории, на которую определяется обременение. В оформлении межевого проекта принимают участие инженеры и проектировщики.

Когда муниципальный объект находится на территории надела, находящегося в собственности, межевой проект конструируется с учетом записей кадастровой палаты. На снимок интерактивного плана наносят межевые линии. С помощью последних определяется зона надела, на которой действует сервитут.

Утверждается межевой проект муниципалитетом. Составление документа проводится по установленному образцу.

В каких случаях он может быть прекращен

Как уже неоднократно упоминалось выше публичный сервитут устанавливается на время проведения каких – либо работ. Как только они завершаются, по закону действие обременения должны быть прекращено.

Иногда власти нарушают права хозяина участка и не соблюдают установленных границ или в результате работ был нанесён вред плодородному слою почвы.

Ещё бывают случаи когда не соблюдаются противопожарные или санитарные нормы. Во всех перечисленных ситуациях собственник участка может подавать ходатайство о прекращении использовании его земли.

Сервитут может быть снят:

  1. По причине отсутствия оснований в соответствии со статьёй 276 ГК РФ.
  2. Если в суде было доказано то, что целевое использование земли стало невозможным в связи с обременением. В этом случае пострадавший гражданин имеет право требовать возмещение ущерба.
  3. Уничтожение участка физически.
  4. Изъятие земли из оборота гражданского типа.
  5. При условии, что хозяин участка стал владельцем наложенного сервитута.
  6. Если прекратил своё действие акт нормативного типа, на основании которого было наложено обременение.

На нашем сайте есть информация и о других сервитутах, их видах:

  • Личный, городской, на проезд и проход к участку, лесной, частный.
  • Разница между постоянным и срочным.
  • Кем устанавливается частный?
  • Отличия публичного от частного.

Публичный сервитут на земельный участок что это такое и можно ли возразить

В чем разница между публичным и частным сервитутом 

Существует две формы сервитута: публичный и частный. И публичный сервитут, и частный сервитут устанавливают в соответствии с правилами ЗК РФ, а также ст. 274 ГК РФ. От того, какой именно тип ограничений действует, зависит правовое регулирование вопроса:

Остались вопросы по земельным отношениям? Ответ найдется в Системе Юрист

  1. Нормы о частном – это п. 1 ст. 23 ЗК РФ. О таком сервитуте стороны правоотношений могут заключить соглашение. Также суд вправе вынести решение о таком сервитуте на основании иска частного лица.
  2. Нормы о публичном сервитуте Земельный кодекс содержит в п. 2 ст. 23.  В соответствии с ЗК такой сервитут устанавливается законом либо иным правовым актом, причем только с учетом итогов общественных слушаний.

Срочное сообщение для юриста! В офис пришла полиция

Каков порядок установления публичного сервитута

Порядок установления публичного сервитута состоит из нескольких этапов:

  1. Инициатор направляет соответствующее заявление в органы местного самоуправления или субъекта РФ.
  2. Госорган рассматривает заявление и назначает публичные слушания.
  3. В ходе слушаний ведут протокол. На заседании должны присутствовать все заинтересованные стороны, в том числе собственники земли, которой коснется обременение.
  4. По итогам слушаний госорган издает нормативно-правовой акт о публичном сервитуте на земельные участки.
  5. Акт должен пройти процедуру регистрации.
  6. Об установлении публичного сервитута вносят информацию в ЕГРН.

Публичный сервитут устанавливается, когда необходимо обеспечить:

  • свободный доступ к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
  • ремонт коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещение на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов сетей, подъездов к ним;
  • проведение дренажных работ на земельном участке;
  • изъятие водных ресурсов, водопой;
  • прогон сельскохозяйственных животных;
  • сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
  • использование участка для охоты, рыболовства;
  • проведения изыскательских, исследовательских и других работ.

Как оспорить публичный сервитут со ссылкой на нормы ЗК РФ

Если правообладатель считает, что публичный сервитут нарушает его права, он вправе оспорить нормативный акт. Как правило, споры между правообладателем и органом власти возникают по двум причинам. Собственника участка не устраивает:

  • оплата (наличие задолженности) за пользование его землей;
  • сам факт установления публичного сервитута.

В обоих случаях препятствовать доступу и загораживать проход через свой участок нецелесообразно. Чтобы защитить свои права, нужно обращаться в суд.

Примечания

  1. Батурин, В. А. // Пробелы в российском законодательстве. — 2009. — № 3. — С. 48. — ISSN .
  2. 1 2 Романова Е. Н., Зелик В. А. // Общество и право.. — 2012. — Т. 40, № 3. — ISSN .
  3. ↑ Право пользования общего // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. ↑ ч. 2 ст. 23 ЗК РФ
  5. ↑ ч. 3 ст. 23 ЗК РФ
  6. 1 2 Ивко, А. О. // Science Time. — 2015. — № 12. — ISSN .
  7. ↑ ч. 1 ст. 274 ГК РФ
  8. ↑ Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ст. 27
  9. 1 2 Царанок Е. А. // SCIENCE TIME. — 2015. — Т. 24, № 12. — С. 818—821. — ISSN .
  10. ↑ / Пер. И. С. Перетерского. — М., 1941. — С. 171.
  11. 1 2 Арсналиев М.А. // Власть закона. — 2013. — Т. 16, № 4. — С. 90—99. — ISSN .
  12. Бондаренко В.В. // Юридическая наука: история и современность. — 2012. — № 10. — С. 69—72. — ISSN .

Что такое сервитут на земельный участок и как его установить

Если переговоры с правообладателем участка не привели к результату, есть возможность урегулировать спор в судебном порядке. Для этого можно использоваться вариант установления сервитута, который предлагался для досудебного соглашения. Рассмотрение споров, связанных с указанными ограничениями земельных прав, входит в компетенцию судов общей юрисдикции (районные или городские суды).

Добровольное соглашение о сервитутном ограничении должно быть зарегистрировано в службе Росреестра с внесением сведений в ЕГРН. Для этого нужно предварительно заказать и получить межевой план на землю у кадастрового инженера. Необходимость получения межевого плана связана с требованием Федерального закона № 218-ФЗ – любые изменения данных в госреестре ЕГРН должны быть изначально изложены в межевом плане. Графическая и текстовая часть межевого плана должна соответствовать условиям соглашения, этот момент будет проверяться во время регистрационных действий.

17 Сен 2018     
yslygiur    
   
213      

Соглашение

Частный сервитут может быть установлен в добровольном или принудительном порядке. Принудительным образом такой сервитут  устанавливается по решению суда в случае отсутствия договоренности владельцев господствующего и подчиненного участков. Если такая договоренность появляется, то сервитут устанавливается на основе соглашения (п.3 ст. 274 ГК).

Соглашение никак не регламентируется в современном законодательстве РФ. В частности, в ГК отсутствуют какие-либо требования к соглашению.

В то же время соглашение должно представлять собой письменный документ, подписанный обеими сторонами. Иначе добровольно установить ЧС невозможно. Примером служит дело арбитражного суда, в котором оспаривалось установление частного сервитута постановлением мэра города. Суд пришел к выводу, что такое постановление мэра не может служить основанием для данного сервитута.

Действующие законы имеют перечень необходимых пунктов в соглашении только для участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности (ст. 39.25 ЗК). Примером рекомендуемой формы соглашения является Письмо МЭР № 23-3607 (2009 г.). По этой рекомендации соглашение об установлении ЧС должно содержать:

  1. Сведения о сторонах соглашения.
  2. Информацию о подчиненном участке (кадастровый номер, адрес, площадь).
  3. Цель установления ЧС.
  4. Область действия сервитута на участке.
  5. Размер платы и порядок ее внесения.
  6. Другие права и обязанности сторон.

Бланк соглашения о сервитуте можно скачать здесь.

Поскольку перечень документов для принятия решения об установлении частного сервитута не установлен, считается, что для заключения соглашения, как минимум, нужны:

  • правоподтверждающий документ на участок для лица, для которого устанавливается сервитут;
  • документ с указанием пределов действия сервитута (выписка из ЕГРН, в которой содержатся сведения о части участка на который действует сервитут).

Участники соглашения

Участниками соглашения по частному сервитуту являются:

  • лицо, требующее установки сервитута на соседний участок (сервитуарий);
  • лицо, являющееся собственником соседнего участка.

В качестве лица, обремененного сервитутом, может выступать только собственник участка или другой недвижимости.

В качестве сервитуария может выступать лицо, обладающее участком на праве собственности, пожизненного владения. Если частный сервитут устанавливается на здание или сооружение, то сервитуарием может быть собственник здания, сооружения, а также лицо, имеющее права ведения хозяйства и управления этим объектом (ст. 294, 296 ГК)

Определение платы

В общем виде в соглашение о сервитуте входит пункт о соразмерной плате за пользование участком, что устанавливается п.5 ст. 274 ГК. Плата за сервитут во многом зависит от вида использования служащего участка.

Соразмерная плата за сервитут может быть определена различными способами:

  1. С помощью экспертной оценки.
  2. Использованием «Методических рекомендаций по оценке платы за сервитут» Росземкадастра. Хотя этот документ не является официальным, тем не менее, он часто используется на практике. В соответствии с этой методикой плата за сервитут приравнивается к убыткам, которые получил владелец служащего участка из-за введения сервитута.
  3. Когда в качестве платы за сервитут принимается выгода, которую мог бы получить владелец служащего участка при отсутствии сервитута (например, при сдаче в аренду используемой для прохода и проезда части участка). Такое мнение имеет Президиум ВАС.

Правила заполнения соглашения

На практике при составлении соглашения о сервитуте желательно учитывать все возможные обстоятельства. В частности, в соглашение необходимо включить следующие вопросы:

  1. Предмет соглашения. В данном пункте необходимо указать те права, которые будут предоставлены сервитуарию, и указать данные участка, на который будет установлен сервитут (кадастровый номер, адрес). На плане желательно отметить место на участке, где будет реализован сервитут.
  2. Цели установления договора. Например, проезд или проход по участку, устройство трубопровода или линии электропередачи.
  3. Сфера действия соглашения. Права и обязанности сторон.
  4. Плата. Можно установить в соответствии с одним из способов, указанных выше.
  5. Ответственность сторон.
  6. Срок действия соглашения.
  7. Реквизиты сторон.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: .

Как установить право ограниченного пользования наделом

Для установки права ограниченного пользования наделом должны выполниться несколько шагов, среди которых:

  1. Составление заявление и его подача.
  2. Рассмотрение обращения представителями госвласти.
  3. Организация общественных слушаний, на основании которых выносится решение.
  4. Принятие решения со стороны органа власти в вопросе наложения сервитута, затем издание нормативного правового акта.
  5. Начало действия сервитута.

Подачей прошения могут заниматься физические или юр. лица, органы местного самоуправления или госвласти.

Сервитут определяется с использованием нормативного акта, поскольку обременение хоть и накладывается на четко обозначенный надел и для конкретного хозяина участка, он будет находиться в пользовании большого количества лиц.

Что потребуется указать в заявлении:

  1. Сам участок, на который будет установлен сервитут.
  2. Цели, для которых накладывается обременение.
  3. Срочный или бессрочный сервитут требуется.
  4. Информация о собственниках надела.
  5. Информация о будущих пользователях права и т. д.
  • Скачать бланк заявления на установление сервитута
  • Скачать образец заявления на установление сервитута

Рассмотрением поданного документа и назначением сервитута занимается орган, обозначенный в нормативном акте субъекта. Сроки рассмотрения определяются там же.

Общественные слушания представляют собой обсуждение ситуаций, имеющих отношение к обществу, при его непосредственном участии. Несмотря на то, что законодательно подобной формы не определено в законодательстве, подобное мероприятие можно расценивать как сход граждан.

Вся информация о слушаниях и их результатах оформляется в виде протокола, содержащего информацию о повестке слушаний, количестве участников и результатах процесса. Данное мероприятие не является обязательным и его итоги обычно имеют сугубо рекомендательный характер.

В нормативном акте, составляемом после получения положительного решения обязательно указывается надел и основные данные о нем, его владельце, времени и причинах для создания права ограниченной эксплуатации земли.

Старт работы сервитута совпадает с регистрацией упомянутого права в ЕГРП. Причем сведения о земельном наделе должны уже содержаться заранее в Росреестре. Для занесения данных в регистрационную палату понадобится фиксированный пакет бумаг:

  1. Заявление о регистрации.
  2. Оплаченная квитанция,фиксирующая внесение госпошлины.
  3. Нормативный акт, где прописано наложение сервитута.
  4. Нотариально заверенная доверенность, если оформлением занимается официальный представитель.
  5. План надела.
  • Скачать бланк заявления о регистрации сервитута
  • Скачать образец заявления о регистрации сервитута

В подавляющем большинстве случаев наложение публичного сервитута на конкретный участок земли является следствием необходимости, а не чьего-то желания.

Данная процедура позволяет использовать надел с учетом интересов всех сторон, эксплуатирующих надел.

Подробнее об оформлении публичного сервитута и о том, кем он устанавливается, читайте .

При правильном оформлении бумаг и отсутствии противостояния со стороны владельца участка можно добиться большей выгоды в виде получения компенсаций за эксплуатацию земли. В то же время, если в отношении собственника присутствуют неправомерные действия, он имеет право подать в суд для восстановления ущемленных прав.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте,

Основания

Публичный сервитут устанавливают при необходимости изменения назначения конкретного участка, то есть его использования для важных государственных или общественных целей. Основанием установления публичного земельного сервитута является перечисленные ниже случаи.

Осуществления проезда или прохода через определенное место.

Применения участка земли для осуществления ремонтных работ на инженерных, электрических коммунальных сетях или линиях, ремонт объектов, относящихся к транспортному сообщению.

Установки геодезических или межевых знаков на определенных пересечениях или окончаниях территорий, а также формирования удобных подъездов к ним.

Осуществления дренажей или других отводов лишней жидкости с определенной местности или участка через безопасные места.

Забора воды или взятия небольшой ее части для организации водопоя, необходимого для скота, или проведения экспертизы.

Организации возможности перегонять сельскохозяйственных животных через определенную местность.

Выпаса определенных животных в отведенное время, а также сенокошения для заготовки еды на холодное время года на запланированной территории. Часто продолжительность работ определяется заранее, так как регулируется привычными для определенной местности датами, а также популярными обычаями.

Применения достаточно большого участка для осуществления охоты на не запрещенные виды животных и рыболовческой деятельности.

Осуществления геологических изысканий или других оценочных работ, в частности, исследования почвы на любой глубине для научной практики или частной деятельности.

Открытия доступа без оград и затруднительных для пересечения объектов с одной стороны на другую.

Порядок установления сервитута

Процедура установления сервитута на земельные участки и его прекращения регламентируется гражданским законодательством и аналогичными нормативами земельного законодательства.

В соответствии с пунктами 3,4 статьи 274 Гражданского кодекса право на ограниченное использование чужого земельного участка устанавливается:

  • по письменному соглашению между владельцем и заявителем;
  • при возникновении спорной ситуации, по решению судебного органа;
  • по праву наследования или безвозмездного использования участка.

 Для установления сервитута необходимо исполнение обязательного требования – заявитель должен являться собственником своего участка.

Документы

При необходимости установления сервитута, по соглашению сторон, нужно собрать минимальный пакет документов и предоставить их в регистрационный орган (согласно пункту 9 статьи 23 Земельного кодекса любой сервитут подлежит обязательной регистрации в ЕГРН).

Для этого нужны следующие документы:

  • согласие обеих сторон (в форме письменного заявления);
  • документ, подтверждающий оплату государственной пошлины;
  • документы, удостоверяющие личность участников сделки;
  • подтверждение прав на собственность (свидетельство, выписка из ЕГРН).

Ситуации, в которых отношения решаются посредством сервитута носят индивидуальный характер, и состав требуемых документов может значительно различаться.

При публичном сервитуте необходимо соблюдение еще одного немаловажного требования: проведение общественных слушаний.

Плата за пользование

В части оплаты частный сервитут немногим отличается от публичного. Так, владелец участка, часть которого отдается в пользование соседу, имеет право потребовать от него соразмеренную плату того, из-за чего он не имеет возможность использовать свою землю в полном объеме.

А в отношении публичного, собственник вправе требовать соразмеренную плату у государственного или муниципального органа власти, использующего его участок.

Из чего можно сделать выводы, что основным отличием между ними в части платы является субъект, к которому предъявляются требования.

Важно! Отметим также, что продажа собственником участка другому лицу не может быть основанием для прекращения сервитута. Право на сервитут в данном случае сохраняется и переходит к новому владельцу земли.

Установление сервитута не может быть, чьей либо прихотью, а вынужденная необходимость, если он является единственным возможным решением проблемы. При ликвидации проблемы, сервитут может быть аннулирован по заявлению собственника.

2019 zakon-dostupno.ru


 

Законодательные акты, на которые опираются данные обременения

Сведения о правах, ограничивающих использование земли, содержатся в Гражданском и Земельном кодексах.

В введены основные характеристики сервитута, когда и при каких условиях он устанавливается. гласит, что права по ограничениям при смене собственника участка остаются за этой землей. Рассматриваются основания для прекращения действия сервитута в .

В перечисляются ситуации, при которых применяется публичное обременение. Рассматриваются виды ограничений: срочные и постоянные. Также оговариваются условия по требованию соответствующей платы за предоставление неудобств на земельном участке.

В этой же статье п.9 фиксируется условие необходимости регистрации сервитута в государственном органе.

указывает на пункты, которые вносятся в заключаемый договор:

  • номер участка в кадастровой палате;
  • персональная информация о сторонах, заключающих данный документ;
  • цели и условия для установления обременения;
  • срок сервитута;
  • права и обязанности лица, в интересах которого назначаются ограничения.

Порядок оформления документа об установлении сервитута расписан в .

Что делать, если на участок наложено обременение

Бывают случаи когда городские власти собираются проложить трубопровод через земельный участок, который находится в собственности у гражданина владеющего им на полностью законных основаниях.

И в этом случае публичный сервитут может устанавливаться.

Однако в то же время в такой ситуации есть несколько вариантов развития событий:

  • Хозяин добровольно дарит властям свою землю при этом остаётся без компенсации и теряет честно нажитое имущество.
  • Собственник заявляет своё несогласие и пишет исковое заявление, которое подает в суд. Если хозяин проявит несогласие, таким образом, то городским властям не удастся ничего сделать по закону. Однако они всё равно могут претендовать на получение сервитута и имеют неплохие шансы добиться своего. И, скорее всего, в такой ситуации судья вынесет решение о наложении обременения.
  • В ситуации когда собственник земли проживает на неё уже давно, но пока не произвёл регистрацию недвижимости, право на участок и строения стоящие на его территории всё равно принадлежит хозяину. В этом случае городские власти даже через суд не смогут отобрать имущество у собственника, но с большой вероятностью получат право на сервитут. В этом случае публичный сервитут устанавливается в интересах городских властей.
  • Совсем по – другому будут развиваться события если у гражданина вдруг возникло желание купить землю, по которой уже проходит трубопровод или линии электропередач. В такой ситуации на купленную землю может быть сразу наложен сервитут. Однако есть возможность приобрести часть земли не занятую сооружениями властей в таком случае земля переходит в муниципальную собственность.

Список источников

  • zakon-dostupno.ru
  • www.law.ru
  • wiki2.org
  • urexpert.online
  • zakonguru.com
  • svoe.guru
  • urist-yslugi.ru

You May Also Like

About the Author: crazydomdom

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *